- 11.04.2011
- 3229 Просмотров
- Обсудить
Вот и прошла неделя после защиты диссертационной работы… Моей защиты… Моей работы… 14 «За» и 1 «Против» – результаты голосования, а впереди ещё оформление документов, рассмотрение дела в Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК РФ) в Москве… Мне как-то до сих пор не верится, что это я стояла там, перед Учёным Советом Санкт-Петербургского государственного университета, отвечала на вопросы и практически не волновалась…
За месяц до защиты я печатаю автореферат – тут же заболеваю, даже не успев вернуться в Тюмень – температура 38,5, кашель… Я ужасно переживаю из-за автореферата – я не достаточно внимательно посмотрела и в одном маленьком абзаце по два раза напечатала некоторые используемые в работе методы! Как потом оказалось, это мало кто заметил, но как я ругала себя за невнимательность...
За три недели до защиты я страшно волнуюсь, я худею, у меня начинают выпадать волосы, мне кажется такой ерундой вся моя работа, я переживаю, что просто упаду в обморок на защите, что у меня будет дрожать голос, что впаду в оцепенение и не смогу отвечать на вопросы... Мой научный руководитель говорит, что он ложится в больницу на операцию и что, возможно он не сможет придти на защиту. Я в шоке…
За две недели до защиты я постепенно начинаю верить в то, что я написала, придумываю ответы на появляющиеся в отзывах на автореферат замечания и, как не странно, чем их больше, тем увереннее я становлюсь…
За неделю до защиты я набираюсь наглости (или смелости) и иду просить командировку для себя и для коллеги, дабы она помогла мне на защите. Как у нас говорят, лучше попросить больше, тогда дадут меньше, а если просить меньше, то, скорее всего ничего не дадут. К моей радости меня отпускают, и к моему удивлению её тоже...
За день до защиты я бегаю по Питеру, встречаюсь с оппонентами, обсуждаю по телефону ответы на замечания с научным руководителем (ему снимают швы в этот день), отдаю последние документы Ученому секретарю. Ложусь спать пораньше…
За час перед защитой я развешиваю плакаты в зале заседаний, бегу в магазин покупать коньяк и продукты для маленького банкета после заседания. Постоянно мысли: «Ну, что уже пора волноваться? Нет, ещё рано». Научный руководитель просто герой – он приезжает на защиту, хотя ходит ещё с трудом…
За минуту до выхода на трибуну напоминаю себе слова Михаила Ефимовича, что «Это для тебя защита, а для Совета – это обычное дело», решаю, что сейчас «Волноваться уже поздно», вспоминаю слова Ученого секретаря, что «Раз уж допустили до защиты – значит защитишься». Делаю разминку для лица, там же в зале, повторяя как заклинание, что все мы люди, что все они, сидящие в зале, через это проходили, что я не идеальна, что сделала так, как могла на сегодняшний день. А о том, что меня сейчас будут транслировать в прямом эфире в интернете, я просто стараюсь не думать…
Во время защиты испытываю благодарность руководителю театр-студии за постановку моего голоса, он заметно дрогнул лишь один раз в середине доклада, но я сказала вслух, что волнуюсь и тут же успокоилась, мысленно поблагодарив Михаила Ефимовича за этот приём.
Я отвечаю на вопросы, вопросов очень много – это первая защита по новой специальности. Я отвечаю на замечания ведущей организации, оппонентов, замечания из отзывов, пришедших на автореферат. Я слушаю выступления в конце защиты, половина членов совета по очереди выходят на трибуну, причем выступления совершенно разные. Каждый «тянет» в свою сторону, что ещё надо было вот это добавить, вот это и то. Но всё культурно, все говорят, что это пожелания на будущее, что работа в целом хорошая, что будут голосовать «За»…
Перерыв. Голосование. Объявление результатов. Банкет. Поздравления… Пройден очередной этап. Я уже не хочу всё сразу, я иду мелкими шажками, «одно дело в единицу времени»… И тогда диссертация становится лишь одним из аспектов жизни, причём не самым главным, и всё воспринимается значительно легче и проще. А когда избавляешься от этого сумасшедшего желания «понравиться всем», то чувствуешь себя намного лучше и комфортнее. Я пока ещё не понимаю что, как и зачем. Но я слушаю Михаила Ефимовича и делаю то, что он говорит. Пусть не всё, но то, что могу на сегодняшний день.
Я не переживаю насчет документов в ВАКе – «Действительность развёртывается как необходимость», ну вызовут – приеду к ним; ну отклонят диссертацию – буду защищаться ещё раз уже с учетом полученных замечаний. А ведь пишу эти строки, так и хочется поплевать по старой памяти три раза через левое плечо, что бы ни дай Бог не сглазить…
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.